+7(918)279-90-01
Заказать звонок
Главная > Новости > Союз переработчиков пластмасс выступает за создание государственных субсидий на покупку полимеров

Союз переработчиков пластмасс выступает за создание государственных субсидий на покупку полимеров

В июле цены на базовые полимеры в России продолжали расти на фоне сезонного спроса и начала череды остановок заводов на регламентные работы. Исключением на общем фоне стал полиэтилентерефталат (ПЭТФ), который, по данным Plastinfo.ru, за три месяца подскочил в цене на 63% и наконец стал дешеветь. В условиях такой волатильности переработчики пластмасс испытывают большой стресс и прилагают огромные усилия, чтобы выполнять контракты перед покупателями и не генерировать убыток. Издательство Plastinfo.ru обратилось за комментарием к генеральному директору Союза переработчиков пластмасс (НО «СПП», www.rusopp.ru) П. В. Базунову.

Петр Валериевич, российская отрасль переработки пластмасс продолжает развиваться, как и условия по ее сырьевому обеспечению. Но все же в переработке пластмасс есть проблемы с темпами ее развития — они относительно низкие. С чем это связано, по Вашему мнению?

Если говорить обо всей цепочке производства пластмассовых изделий, то в РФ преимущественно именно синтез полимеров является той ее частью, где зарабатывается основная прибыль. По некоторым позициям производители сырья с учетом дефицита имеют возможность делать почти 100%-ную торговую наценку в условиях дешевого углеродного сырья. В то же время бизнес по производству пластмассовых изделий характеризуется низкой маржинальностью, обусловленной низкой торговой наценкой, так как предложение, в том числе по импорту изделий, превышает спрос, поэтому и наценка находится в пределах от 5 до 25% к стоимости основного сырья. С такой доходностью трудно развиваться.

Почему так происходит, на Ваш взгляд?

Отрасль переработки пластмасс характеризуется большим числом малых предприятий, небольших фирм, которых тысячи. Такая наценка, еще раз повторюсь, — это результат ожесточенной внутриотраслевой конкуренции. Предприятиям приходится конкурировать за счет цены и таких факторов, как эффективность производства и сокращение накладных расходов. Похожая ситуация и в странах Западной Европы. При этом российский переработчик находится в положении, когда он не имеет ценовых преимуществ от использования российского сырья и на нашем рынке его теснят те же азиатские производители.

Как формируются цены на российские крупнотоннажные пластмассы?

К примеру, в сфере металлообработки стоимость базового сырья определяется на Лондонской бирже металлов. В сфере нефтехимии такой биржи нет, и крупнотоннажные пластмассы продаются по ценам, которые устанавливаются, как правило, индивидуально для каждого покупателя, но тем не менее по общей формуле. В формулу цены закладываются значения зарубежных рыночных индикативов, публикуемых различными информационными агентствами, например ICIS (Великобритания, www.icis.com), Tecnon (Великобритания), Kunststoff Information (Германия) с их российским партнером Plastinfo.ru и др. Получается, внутреннее ценообразование формируется с учетом «импортного паритета», когда цена на российские марки устанавливается чуть ниже импортных аналогов с учетом доставки и таможенного оформления последних минус некая величина, которой достаточно, чтобы стимулировать переработчиков к покупке все же российского сырья. То есть российские нефтехимики в этом плане идут в ценовом фарватере своих европейских и арабских конкурентов, регулируя под них свои наценки. Это тоже результат конкуренции, и наши нефтехимические предприятия не хотят упускать свои рыночные возможности при текущей конъюнктуре рубля. По словам некоторых российских производителей полимеров, российский рынок для них является премиальным.

Кроме этого, поставка российских полимеров осуществляется почти в 100% случаев по предоплате, что дополнительно высасывает финансы из переработки в пользу синтеза или добычи сырья. Максимальная продолжительность фиксации цены для переработчиков на закупаемое ими сырье составляет 30 дней, в то время как за рубежом — 90 дней. При этом переработчики, обслуживающие потребительские рынки (а таких большинство), сталкиваются с необходимостью заключать долгосрочные договоры с крупными розничными операторами либо производителями товаров для розницы, таких как продукты питания, мебель, бытовая техника и др. Обязательным условием таких договоров является фиксация цены на срок от полугода до года, причем в рублях. Поэтому российский переработчик пластмасс находится в крайне жестких экономических рамках. Налицо отсутствие системных, регуляторных мер поддержки малого бизнеса в этой сфере со стороны государства.

Зачем вообще поддерживать малый бизнес в промышленной сфере?

Малый бизнес, как правило, не создает инноваций. Не в этом его назначение. Но он создает большое число рабочих мест и вносит существенный вклад в местные бюджеты. В свою очередь, развитие малого предпринимательства в обработке стимулирует инновации в машиностроении и рост компетенций. Поэтому развивать надо не только инновационный экспорт, как это происходит сейчас, но экспорт любых промышленных товаров (как когда-то развивался, например, экспорт китайских игрушек).

Для сравнения, в Соединенном Королевстве Великобритании субъекты МСП генерируют 50% ВВП, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель в РФ, рассчитанный Минэкономразвития (economy.gov.ru) и представленный в Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. При этом в структуре экспорта наиболее промышленно развитых стран доля субъектов МСП достигает от 25 до 50% (в Китае — до 50%, данные по итогам 2014 года). В России аналогичный показатель не превышал 6% за тот же период.

С одной стороны, Вы говорите о том, что обостряющаяся конкуренция не дает компаниям повышать торговую наценку, с другой — это заставляет компании следить за эффективностью своей работы. Разве эффективность и повышение производительности труда — это плохо?

Эффективность — это хорошо. Но факт в том, что повышение производительности труда в областях переработки во многом зависит от возможности обновления основных средств, что затруднено низкой маржинальностью и высокой стоимостью коммерческих кредитов и необходимостью для предприятий фактически вливать все свободные средства в отрасль синтеза первичного сырья. При высвобождении же средств предприятия сами будут рады повышать производительность труда, покупая более новое и высокотехнологическое оборудование. Вообще, на мой взгляд, вопрос с производительностью труда несколько перегрет у нас в стране. Производительность труда массово не поднять, пока уровень зарплат у нас не столь велик, а на инвестиции в новое оборудование едва хватает средств, в том числе по вышеуказанным причинам.

Что может сделать и чем должно помочь государство для переработчиков пластмасс?

В условиях рынка государство не может вмешиваться в формирование цен на полимерное сырье и указывать компаниям, которые его производят, какие они должны устанавливать цены. Нефтехимики платят огромные налоги. Но в то же время государство может предложить меры поддержки по приобретению сырья. Основой таких мер, скорее всего, должны стать механизмы субсидирования или льготное кредитование покупки основного сырья. Что-то похожее внедряет Российский экспортный центр (www.exportcenter.ru),но применительно к экспорту.

Обратившись за поддержкой по такой программе, компания-переработчик может получить гарантии, предложенные, к примеру, Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и действующие в рамках соответствующего банковского кредитного продукта. Кредит может быть целевым и распространяться только на организации, зарегистрированные в ГИСП (Государственная информационная система промышленности. — Прим. ред.) и имеющие действующие договоры с поставщиками сырья. При этом процентная ставка по такому кредиту может субсидироваться Фондом развития промышленности (www.frprf.ru), может также рассматриваться и какой-либо специальный продукт Росэксимбанка (www.eximbank.ru).

Смысл кредитовать на льготных условиях закупку сырья заключается в том, что это позволяет закупать больше, фиксируя цену в рублях, даже если этот объем будет не сразу выбран. Компании могут контрактоваться на основной объем и лишь докупать на спотовом рынке по шальным ценам то количество, которого не хватило им в связи с погрешностью в расчетах. Это и создаст стабильность для переработчика, и защитит его экономические интересы. Мы уже заявили об этом на II Форуме Союза переработчиков пластмасс в мае этого года и собираемся проработать эту инициативу с государственными органами. Не факт, что получится, но пробовать надо. И пусть каждый, кто считает эту тему интересной, вступает в Союз и вносит свой посильный вклад.

Переработку сырья в стране государству надо стимулировать, и это касается не только пластмасс, но и других отраслей обрабатывающей промышленности. Иначе нам не обогнать в развитии передовые страны. А я считаю, что цель у нас должна быть не догнать кого-то, а создавать максимально эффективную экономику в наших собственных уникальных географических, социальных и политических условиях. Время потом покажет, догоним мы кого-то или перегоним…